АСКО снова приносит пользу бизнесу в Челябинской области
Прошло полгода с момента окончания работы временной администрации, которая признала, что в «АСКО-Страхование» отсутствуют признаки банкротства, а Центральный Банк вернул управление компанией в ваши руки, но лицензии на право заниматься страхованием не вернул. Что сделала компания за это время?
Во-первых, мы выполнили оба требования закона: до 3 июня рассчитались с более чем 27 тысячами клиентов, выплатив по страховым случаям и возврату взносов по договорам добровольного страхования 261 млн руб. Кроме того, в апреле изменили название компании и Устав, убрав из него слово «Страхование», так как возврат лицензии в настоящее время невозможен. Дополнительно мы возвращаем Российскому Союзу страховщиков произведенные им выплаты по ОСАГО по случаям, в которых наши страхователи оказались виновниками аварий после 3 декабря 2021 года. По состоянию на 1 августа выплачено 1,6 млрд руб.
Во-вторых, компании группы «АСКО» стали в Челябинской и Курганской области генеральными партнерами страховой компании «Югория». Во всех городах двух регионов, как и раньше, работают наши офисы и более 500 страховых агентов, которые продают полисы ГСК «Югория» по ОСАГО и всем видам добровольного страхования как постоянным клиентам АСКО,
так и новым клиентам. В среднем за месяц заключается более 30 тысяч договоров со взносами 130 млн рублей. По мере роста страхового портфеля возрастает и число страховых случаев, которые по договору с «Югорией» урегулируются структурами АСКО — теми же специалистами в тех же офисах. За прошедшие 8 месяцев произведено более 5000 выплат.
Более того, для клиентов АСКО возникли новые возможности, так как «Югория» аккредитована практически во всех крупных банках, в том числе в Сбербанке, занимается страхованием ипотеки и залогов при кредитовании предприятий. При этом благодаря собственному капиталу более 5 млрд руб. принимает под свою ответственность крупные риски, не привлекая перестраховщиков, а это удешевляет имущественное страхование.
Компания АСКО сохранила собственные средства, продолжает выплаты по ОСАГО из созданных ранее страховых резервов. А чем думаете заниматься после завершения всех расчетов?
— Хороший вопрос. Заниматься можно чем угодно. Но думается, что успеха с наибольшей вероятностью можно достичь в той области бизнеса, в которой будет востребован спрос на компетенции имеющейся команды специалистов.
Мы более 30 лет занимались страхованием, которое защищает людей и предприятия от последствий внезапно происходящих негативных событий или, говоря профессиональным языком, от страховых рисков. Риски — это неотъемлемый элемент нашей действительности. Они могут реализоваться в любой момент времени независимо от нашей воли и повлиять в меньшей или большей степени на привычный образ жизни человека или судьбу предприятия, которое вы создали, вложив душу и развивая бизнес, или на котором вы работаете.
АСКО испытала на себе внезапный удар судьбы, понесла определенные потери, но выжила и осознала, что может быть полезной многим организациям — нашим клиентам, помогая выявить потенциальные риски и научиться ими управлять для повышения устойчивости бизнеса.
Мы обратили внимание на сферу среднего бизнеса — предприятия с годовым оборотом от 100 млн до 5 млрд рублей. В Челябинской области таких почти тысяча. На старте достигли соглашения с известным бизнесменом — нашим постоянным клиентом по страхованию и членом Наблюдательного Совета АСКО — Семеном Аркадьевичем Мительманом, который предоставил нам возможность осуществить пилотный проект в области риск-менеджмента на одном из предприятий группы МИКАР. Мы одновременно изучали теорию, сотрудничая с сертифицированным специалистом, имеющим международный сертификат по управлению рисками и преподающим этот предмет в ряде вузов Челябинска — Владимиром Ильичом Здуновым, и осваивали ее на практике. При этом двигаемся непроторенной дорогой, так как не нашли в регионе прецедентов реального (а не на бумаге) внедрения риск-менеджмента в выбранном сегменте экономики.
И каковым же оказался первый опыт?
— Работа заняла 4 месяца и оказалась интересной и поучительной. Подробностей рассказать не могу, так как сам характер взаимодействия с заказчиками по анализу рисков невозможен без двустороннего соглашения о конфиденциальности. Главным было общение с собственником, руководством и ведущими специалистами: анкетирование, интервьюирование, мозговой штурм. Параллельно изучались документы о действующей системе менеджмента — организационная структура, стратегическое и среднесрочное планирование, управление бизнес-процессами по всей производственно-технологической цепочке от поставок материалов и комплектующих до сбыта готовой продукции, а также обеспечивающая инфраструктура: финансы, кадры, IT-сфера и так далее.
После первых двух месяцев были выявлены и проанализированы более 50 рисков разного уровня, проведена относительная оценка их значимости с точки зрения возможных последствий. По каждому риску было дано определение — является ли он осознанным и управляемым.
На втором этапе собственник сформулировал задачи по углубленному изучению отдельных направлений рисков с анализом их причин и, главное, с предоставлением ему предложений по инструментам снижения как вероятности их возникновения, так и размера ущерба при их реализации. Как и следовало ожидать, для многих рисков оптимальным инструментом явилось страхование. Но, в отличие от сложившейся за многие годы практики принятия локальных решений страхования по отдельным видам, в данном случае возникла возможность не только защититься от наиболее крупных (значимых) угроз, но и получить экономический эффект за счет скидок при комплексном страховании.
По многим рискам кроме страхования есть различные способы защиты, несоизмеримые по цене в сравнении с величиной потенциального ущерба. Многие из них в принципе известны предпринимателям. Например, сегодня риск существенного роста затрат в связи со скачком цен на материалы и комплектующие может быть в значительной степени компенсирован включением в договоры с потребителями оговорки об адекватном изменении цен на готовую продукцию. Риски потери информации в IT-системах снижаются при регулярном копировании важнейших данных на удаленные серверы, есть различные способы защиты от хакерских атак. Риски остановки производства из-за отключения электроэнергии часто можно купировать подключением резервных источников, а снижение кадровых рисков достигается продуманной системой обучения, действенными мероприятиями по охране труда и реализацией социальных программ повышения лояльности персонала.
А какова международная практика в этом вопросе?
— Так как риск-менеджмент и страхование тесно связаны, то эти направления часто сочетаются. Например, крупнейший в мире страховой брокер — партнер АСКО в сфере перестрахования — «Marsh&Maclennan» проводит на основании всестороннего анализа консультирование своих клиентов подверженности рискам и предлагает как варианты индивидуального страхования, так и другие решения по управлению рисками.
Как вы считаете, будет ли востребована на рынке новая услуга?
— За последние три месяца я провел не один десяток бесед с собственниками предприятий среднего бизнеса разных отраслей. У каждого своя специфика, но объединяет все встречи одно. Так как в России в нефинансовой сфере пока не развит рынок предлагаемых нами услуг, то основной проблемой в отличие, например, от предложений по страхованию или по повышению квалификации сотрудников, является донесение до собеседника за час-полтора самой сути риск-менеджмента (на более длительную первую встречу рассчитывать нереально). Абсолютное большинство уверено, что в своем-то бизнесе у них всё под контролем (особенно те, кто одновременно является действующим руководителем предприятия) и слабо представляет, чем конкретно может быть полезен внешний консультант.
Но специалисты по риск-менеджменту отмечают, что в повседневных заботах собственники и руководители предприятий принимают управленческие, в том числе и стратегические решения, не учитывая многие риски. Пока при всех моих встречах выяснялось, что в компаниях не существует разработанного условного плана Б с описанием возможных рисков и их последствий, а также мероприятий по их снижению. Парадокс состоит в том, что, как и при беседах о страховании, человек сопротивляется мысли о том, что что-то плохое может произойти с ним или его бизнесом и его часто не убеждают примеры пожаров, аварий, хакерских атак и множества других ударов судьбы, которые произошли не у него, а в других местах и в другое время, часто принося крупные финансовые потери, приостановку производства, а иногда и банкротство предприятия. Именно поэтому из четырех классических способов воздействия на риски (избегание, снижение, перенос и принятие) зачастую выбирается пятый — игнорирование.
Для предприятий среднего бизнеса ситуация усугубляется тем, что в непростые периоды в экономике (а именно такой мы сейчас и переживаем) непросто изыскать даже небольшие средства на финансирование аналитической работы с последующими затратами на превентивные мероприятия, хотя они несопоставимы с потенциальными потерями.
Насколько важен риск-менеджмент в ряду эффективных методов управления бизнесом?
— Конечно, управление рисками не является средством от всех болезней. Это не палочка-выручалочка, спасающая от всех неприятностей и непредсказуемости нашей переменчивой жизни. Но отсутствие риск-менеджмента или, по крайней мере, отдельных его элементов, является одной из причин, по которой средний срок жизни таких предприятий для различных отраслей колеблется от 6- 7 до 20-25 лет.
Всё новое пробивает свою дорогу с трудом. Тем не менее наши усилия находят отклик. Сейчас мы одновременно работаем на разных стадиях с рядом предприятий машиностроительной и пищевой промышленности Челябинской области и открыты для общения с заинтересованными бизнесменами.